Презентаций огром­ное мно­же­ство. Каждый день про­хо­дят форумы, встречи с кли­ен­тами и парт­не­рами, выставки. Если вы высту­па­ете на кон­фе­рен­ции, будьте уве­рены – вам при­дется кон­ку­ри­ро­вать и в пре­зен­та­ци­он­ной плос­ко­сти, а не только в вопросе пре­иму­ще­ств ваших това­ров или услуг. Сейчас вни­ма­ние зри­теля полу­чает тот, кто сумел выде­литься (в хоро­шем смысле этого слова). Важно отме­тить, что даже несмотря на инте­рес­ную тему доклада, бывает трудно при­влечь и удер­жать вни­ма­ние пуб­лики. Что же помо­жет вам быть замет­ным и про­ве­сти отлич­ную (отлич­ную от дру­гих) пре­зен­та­цию?

Хотелось бы поде­литься сво­ими сооб­ра­же­ни­ями и наблю­де­ни­ями, кото­рые нако­пи­лись за несколько лет прак­тики в обла­сти инди­ви­ду­аль­ной под­го­товки спи­ке­ров к выступ­ле­ниям.

Привлечь вни­ма­ние и про­ве­сти отлич­ную пре­зен­та­цию помо­жет откры­то­сть к экс­пе­ри­мен­там. Что это такое? Это, прежде всего, жела­ние высту­пить необычно. Выражается оно в готов­но­сти гово­рить не как все, сто­ять не там, где все, пока­зы­вать слайды с не такими как у всех скуч­ными и труд­ными для пони­ма­ния гра­фи­ками и так далее. Открытость и не боязнь про­бо­вать новое. 

Приведу несколько при­ме­ров из совер­шенно раз­ных сфер, где именно откры­то­сть спи­ке­ров к экс­пе­ри­мен­там при­вела к поло­жи­тель­ному резуль­тату.

1. Шутите над собой. Провоцируйте ауди­то­рию.   

Мне при­хо­дится видеть огром­ное коли­че­ство выступ­ле­ний стар­та­пов. Обычно эти выступ­ле­ния на голову выше, чем во мно­гих дру­гих обла­стях, в том числе в мире круп­ных кор­по­ра­ций, где зача­стую есть свои «пра­вила игры». Стартап-спикеры отли­ча­ются высо­кой кре­а­тив­но­стью и амби­ци­оз­но­стью. Но по правде ска­зать, даже здесь не обхо­дится без стан­дарт­ных, скуч­ных выступ­ле­ний. И вот совсем све­жий при­мер – 31-е рабо­чие выход­ные Harvest, кото­рые про­во­дил #tceh 17 19 октября. В финаль­ную часть вышло 20 про­ек­тов, среди кото­рых невоз­можно было не заме­тить три питча.

Mobilux, чей воз­душ­ный шар со «свеч­кой» внутри нельзя было не запом­нить. А то, как высту­пал сам лидер про­екта, никого не оста­вило рав­но­душ­ным. От его энер­ге­тики, пере­ме­ще­ний по сцене, актив­ной жести­ку­ля­ции и шикар­ного голоса, на мой взгляд, можно было запи­тать неболь­шой район города. 

IMG_5210

Михаил из Greezly. Если вас спро­сят, кто это, про­сто ска­жите «ар-р-р-р» и все пой­мут. А почему бы и не пошу­тить вна­чале над собой? 

Greezly

Выступление Бориса из про­екта, помо­га­ю­щего изу­чать англий­ский язык, нача­лось с при­вет­ствия на англий­ском с отлич­ным про­из­но­ше­нием. Конечно, снобы сразу начали мор­щиться, мол, он умни­чает и про­во­ци­рует. Есть немного, но это уси­лило эффект ключе­вой мысли, кото­рую хотел доне­сти спи­кер. Он не стал идти по тра­ди­ци­он­ному и оче­вид­ному пути – через ста­ти­стику о том, как мало людей знают язык. Взял и пока­зал это наглядно.

2. Фантазируйте и пока­зы­вайте вещи со сцены. 

Три года назад мне дове­лось помо­гать одному мед-тех про­екту. Суть в том, что у них было раз­ра­бо­тано устрой­ство для авто­ма­ти­че­ского про­ве­де­ния мани­пу­ля­ций с эрит­ро­цит­ными фор­мами лекар­ств (когда пре­па­рат вво­дится прямо не в кровь, а сна­чала заби­ра­ются эрит­ро­циты, в них загру­жа­ется лекар­ство, а затем все воз­вра­ща­ется в кро­вя­ное русло, при­чем осу­ществ­ля­ется эта про­це­дура вруч­ную). Чтобы пока­зать наглядно этот про­цесс, кото­рый мы назы­вали «спа­са­тель­ным кру­гом для паци­ен­тов», мы при­ду­мали исполь­зо­вать зава­ляв­шу­юся дома подушку, кото­рая по своей форме напо­ми­нала эрит­ро­цит: крас­ная, круг­лая, дво­я­ко­во­гну­тая. Спикер в какой-то момент брал ее и начи­нал рас­ска­зы­вать, как рабо­тает устрой­ство. Разумеется, эти несколько секунд и дви­же­ния по сцене с крас­ным мяг­ким пред­ме­том в руках при­влекли вни­ма­ние всех, а в итоге мы заняли при­зо­вое место на кон­курсе тех­но­ло­ги­че­ских про­ек­тов.  

Kolya1

С дру­гим спи­ке­ром мы решили накор­мить зри­те­лей со сцены пиро­гами. Девушка пре­зен­то­вала перед инве­сто­рами и жур­на­ли­стами свое кафе. Я пред­ло­жил ей не про­сто рас­ска­зать про то, какая у них кон­цеп­ция и меню, какой маркетинг-план и финан­со­вый про­гноз, но и при­не­сти их топ-закуску, чтобы зри­тели оце­нили идею сполна. Она не испу­га­лась, не стала гово­рить: «Ну-у, навер­ное, это будет слиш­ком. Народ не пой­мет». Она ска­зала «отлич­ная идея», а через пару дней я полу­чил СМС с вос­тор­жен­ными сло­вами побе­ди­теля.

3. Безумству храб­рых поем мы песню! 

Однако самый пока­за­тель­ный при­мер, когда спи­кер не желал быть как все, есть у меня в обла­сти кор­по­ра­тив­ных пре­зен­та­ций. Готовил девушку из обла­сти аудита и кон­сал­тинга к выступ­ле­нию в торгово-промышленной палате. Выступление пред­сто­яло перед очень серьез­ной пуб­ли­кой, состо­я­щей из пред­ста­ви­те­лей круп­ного биз­неса и чинов­ни­ков. Конечно, мы тща­тель­ней­шим обра­зом про­ду­мали струк­туру ее выступ­ле­ния, отра­бо­тали до мело­чей фразы, про­ду­мали аргу­мен­та­цию. Цель ее заклю­ча­лась в том, чтобы «запу­стить волну», вско­лых­нуть ауди­то­рию и под­толк­нуть всех к очень важ­ной дис­кус­сии, кото­рую игно­ри­руют. И когда дело дошло до тре­ни­ровки ее выступ­ле­ния на сцене, я спро­сил: «Как будет устроен зал, где будете высту­пать?». Она нари­со­вала схему зала, рас­ска­зала про рас­по­ря­док и те самые «пра­вила игры». Я пред­ло­жил высту­пать не из-за три­буны. Это трудно пере­дать сло­вами, но учи­ты­вая то, какое фор­маль­ное там было меро­при­я­тие, это было весьма сме­лым пред­ло­же­нием. Наверное, 90% спи­ке­ров бы покру­тили мне у виска. Она согла­си­лась с идеей, ска­зав, что риск­нет ради дости­же­ния цели. 

Для нее это было воле­вое реше­ние (даже несмотря на име­ю­щийся высо­кий ста­тус). Она решила встать не за, а рядом с три­бу­ной. И это мини­маль­ное отли­чие от дру­гих высту­пав­ших поз­во­лило ей быть не такой как все, лучше под­дер­жи­вать кон­такт с залом, чтобы доно­сить важ­ные мысли и под­тал­ки­вать к обсуж­де­нию важ­ных вопро­сов. 

Есть еще много дру­гих при­ме­ров, когда спи­кер смот­рел на свою пре­зен­та­цию как на воз­мож­но­сть быть заме­чен­ным. И во мно­гом людям помо­гали острое жела­ние доне­сти свои идеи и готов­но­сть экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать. Привносите в свои пре­зен­та­ции нестан­дарт­ные ходы, добав­ляйте «фишки», при­вле­ка­ю­щие вни­ма­ние и, конечно, тре­ни­руй­тесь. Вы уви­дите эффект.

 

Александр Яныхбаш,
Бизнес-тренер, пре­зен­та­ци­он­ный кон­суль­тант

Поделиться