Новая мето­дика в под­боре пер­со­нала

В послед­нее время довольно попу­ляр­ным мето­дом про­ве­де­ния встреч с кан­ди­да­том на долж­но­сть в ком­па­нии стала презентация-собеседование.

В чем суть? Соискателю после пер­вич­ного обще­ния с HR-ом дается зада­ние под­го­то­вить и про­ве­сти пре­зен­та­цию. Темы пре­зен­та­ций бывают раз­ные. От про­фес­си­о­наль­ных (ска­жем, «Тенденции рынка и пер­спек­тивы отрасли») до повсе­днев­ных (напри­мер, «Пять моих дости­же­ний»). Многое зави­сит от пози­ции, на кото­рую пре­тен­дует соис­ка­тель, сферы дея­тель­но­сти ком­па­нии, кор­по­ра­тив­ной куль­туры и при­ня­того фор­мата обще­ния в орга­ни­за­ции.

В январе 2014 года ко мне обра­тился кли­ент, кото­рому нужно было пройти собе­се­до­ва­ние в фор­мате пре­зен­та­ции. Надо заме­тить, что иско­мая долж­но­сть была вовсе не топо­вая, кли­ент пре­тен­до­вал на пози­цию мене­джера по работе с кли­ен­тами.

Тема была сфор­му­ли­ро­вана при­мерно так: «Основные драй­веры роста постав­щи­ков кате­го­рии „Услуги связи“ 2014—2015. Роль мене­джера по про­да­жам». А ком­па­ния — лидер в обла­сти мгно­вен­ной оплаты, оранжево-синие тер­ми­налы кото­рой мы все отлично знаем. QIWI.

 

Лоскутное оде­яло и мар­кер­ная доска

Мы встре­ти­лись с кли­ен­том, и на пер­вом же заня­тии я попро­сил его рас­ска­зать то, что он соби­рался рас­ска­зы­вать на интер­вью. Я достал секун­до­мер, при­го­то­вил блок­нот. Но вме­сто отве­ден­ных 15 минут я оста­но­вил время минут через 25, а в блок­ноте было пусто... Речь была рва­ной и нело­гич­ной. Много лиш­них отступ­ле­ний и раз­мыш­ле­ний по ходу «гово­ре­ния». Выступление напо­ми­нало лос­кут­ное оде­яло, кото­рое сшито из раз­роз­нен­ных кусоч­ков того, что было. В общем, кок­тейль идей.

Проблема была в том, что фор­му­ли­ровка выступ­ле­ния была заяв­лена двой­ная, — это заметно услож­няло работу. По сути, было обо­зна­чено две темы в рам­ках одного 15-минутного выступ­ле­ния. И как все уме­стить и «сшить» воедино — это насто­я­щая голов­ная боль. Мы попро­бо­вали какие-то темы поме­нять местами — не смот­ре­лось логично. Подумали вообще «опу­стить» какую-то часть, но кли­ент уточ­нил у мене­джера по пер­со­налу и стало понятно, что отступ­ле­ния от темы не при­вет­ство­ва­лись.

И нам на помощь при­шла обыч­ная мар­кер­ная доска. Я стал зада­вать раз­ные вопросы и ини­ци­и­ро­вать «внут­рен­ний диа­лог» кли­ента. Он отве­чал, а я фик­си­ро­вал фразы на сти­ке­рах и мар­ке­рами рисо­вал только нам понят­ные схемы. Я зада­вал вопросы, на кото­рые ни я, ни он не знали отве­тов. Мы про­сто рисо­вали идеи на доске. Но одно могу ска­зать точно: упраж­не­ние про­во­ци­ро­вало новые и новые идеи, запус­кался меха­низм раз­мыш­ле­ния. После пер­вой встречи у нас был пере­рыв в два дня, но даже между заня­ти­ями кли­ент про­дол­жал думать, писал мне СМС, посто­янно пред­ла­гал новые мысли.

Кроме того, я дал ему зада­ние «рас­ко­пать» инфор­ма­цию по неко­то­рым пунк­там, кото­рые он озву­чи­вал. Он про­де­лал огром­ный объем работы, нашел необ­хо­ди­мые дан­ные, про­шту­ди­ро­вал ана­ли­тику и на вто­рое заня­тие при­шел в пол­ной бое­го­тов­но­сти.

Мы при­ня­лись репе­ти­ро­вать снова и уви­дели, что рас­сказ обре­тает логич­ные формы, а по вре­мени стал укла­ды­ваться в 17 минут. Дальше было дело тех­ники.

 

Раскадровка слай­дов на бумаге

Мы при­ня­лись рисо­вать рас­кад­ровку для слай­дов. Сначала на листах А4 мы набро­сали общий вид слай­дов.

IMG_1729

 

Потом мы попра­вили текст, полу­чи­лась вто­рая вер­сия, кото­рую я отдал Марку и Сергею — дизай­не­рам агент­ства.

IMAGE0001

 

Дальше ребята дово­дили дизайн пре­зен­та­ции до ума, рабо­тали с уда­ленно.

Анисифоров Илья

 

Тридцать с лиш­ним писем в почте 

Через три дня, будучи в коман­ди­ровке, я полу­чил копию трид­цать какого-то письма из пере­писки между ними. В нем был завет­ный файл. С вол­не­нием я открыл доку­мент и передо мной пред­стали отлич­ные слайды, кото­рые как раз и были у меня в голове. Именно такие, какими я их видел! Всегда вол­ну­ешься, будет ли услы­шан «дизайн» без очной встречи, но все про­шло бли­ста­тельно.

Да, еще один при­ят­ный момент в том, что я когда-то про­во­дил обу­че­ние для сотруд­ни­ков QIWIи пом­нил их кор­по­ра­тив­ный шаб­лон для пре­зен­та­ций, поэтому попро­сил ребят сде­лать слайды «в сти­ли­стике и с наме­ком».

По резуль­та­там собе­се­до­ва­ния кли­енту назна­чили еще одну встречу. А теперь он заслу­женно тру­дится на благо ком­па­нии QIWI. Примечательно в этой исто­рии не только то, что была про­де­лана кро­пот­ли­вая работа по созда­нию ком­по­зи­ции пре­зен­та­ции. Важно еще то, насколько созна­тель­ным соис­ка­те­лем ока­зался кли­ент, когда обра­щался к нам за помо­щью в под­го­товке. Результат не заста­вил себя ждать.

Александр Яныхбаш,
Бизнес-тренер, пре­зен­та­ци­он­ный кон­суль­тант

Поделиться