Выступление на отрас­ле­вой кон­фе­рен­ции или сам­мите — это клас­сика. Таких меро­при­я­тий тысячи. Тысячи сотруд­ни­ков раз­ных ком­па­ний высту­пают, пока­зы­вают тысячи слай­дов. И, да, тысячи человеко-часов обычно рас­хо­ду­ются впу­стую.

 

Сначала были фобии

Однажды я рабо­тал с кли­ен­том как раз для выступ­ле­ния на отрас­ле­вой кон­фе­рен­ции от ком­па­нии SAP. Вот как сам Александр опи­сы­вает задачи и свое настро­е­ние перед нашей встре­чей:

«От ком­па­нии БДО в каче­стве экс­перта и пред­ста­ви­теля выбрали меня. Но это хоро­шая ново­сть для ком­па­нии и пло­хая для меня лично. Дело в том, что у меня лично совер­шенно отсут­ствуют навыки доклад­чика. Имеется набор фобий, нега­тив­ный опыт попы­ток пуб­лич­ных выступ­ле­ний и отсут­ствие моти­ва­ции раз­ви­ваться в этом направ­ле­нии. Типичный набор? Думаю ДА! Хорошенько пораз­мыс­лив, я решил: я участ­вую, я сде­лаю все, что смогу, я хочу побе­дить». 

Задача была непро­стая: под­го­то­вить выступ­ле­ние так, чтобы не упасть в грязь лицом перед кон­ку­рен­тами и титуль­ной орга­ни­за­цией, пока­зать всем, что в BDO рабо­тают кон­суль­танты высо­чай­шего класса и к тому же выиг­рать кон­курс! Времени было в обрез. Но моти­ва­ции у Александра было доста­точно.

 

Кто такие «сапёры»?

К слову ска­зать, BDO — это круп­ная аудиторско-консалтинговая ком­па­ния. Сотрудники, кото­рые рабо­тают там (осо­бенно SAP’ёры, как их еще назы­вают), пре­иму­ще­ственно люди интро­вер­ти­ро­ван­ные, ана­ли­ти­че­ски мыс­ля­щие, слож­ными кон­струк­ци­ями изъ­яс­ня­ю­щи­еся. В общем, какие там пре­зен­та­ции, всем все понят­ноJ

Что мы сде­лали пер­вым делом: заново скон­стру­и­ро­вали рас­сказ. Тема была сле­ду­ю­щая: «Лучшее кли­ент­ское реше­ние». Но в пре­зен­та­ции не было ничего о про­блеме. «Ну BDO, ну сде­лали мы кли­ент­ское реше­ние, ну, да, счи­таем его луч­шим». Но в чем суть про­блемы, то есть почему такое реше­ние было внед­рено — об этом ни слова. Поэтому мы сперва про­ра­бо­тали вступ­ле­ние, чтобы пока­зать акту­аль­но­сть реше­ния.

 

Уберите это немед­ленно!

Мы стали жестко резать слайды Александра. На них было много лиш­ней инфор­ма­ции и длин­ных пред­ло­же­ний. С уче­том того, что на пре­зен­та­цию отво­ди­лось 7 минут, про­ком­мен­ти­ро­вать весь мате­риал он смог бы мини­мум за 15.

BDO_SAPLABS_v5_kopia

 

Александр очень хотел вста­вить видеоде­мон­стра­цию реше­ния. Я отго­во­рил его от такого рис­ко­ван­ного шага и пред­ло­жил сде­лать запись видео с экрана. Всякое бывает: то интер­нет отклю­чится, то сер­вис «заглю­чит» в самый непод­хо­дя­щий момент — лучше пере­стра­хо­ваться. На его вопрос, как гра­мотно это сде­лать, я посо­ве­то­вал про­сто наго­во­рить самому себе вслух, что он хочет пока­зать, затем запи­сать все на дик­то­фон и под запись попро­бо­вать про­де­лать эти дей­ствия со своим сер­ви­сом. Это помо­гло ему понять, что гово­рить, чтобы при­сту­пить к записи видео. Он сде­лал видео дли­ной не более двух минут.

 

Как мы учи­лись гово­рить вслух

Но самое глав­ное нас ждало впе­реди. Александр писал про свой малый опыт в выступ­ле­ниях. И нам при­шлось учиться гово­рить, не читая с бумажки, не меха­ни­че­ски озву­чи­вая свой текст. Вот что пишет сам Александр:

«Ошибка была в том, что я ЗАЧИТЫВАЛ текст сво­его буду­щего выступ­ле­ния. Попытки рас­ска­зать не по бумажке, при­вели к тому, что доклад зазву­чал тяже­ло­весно, про­пала дина­мика, всплыли лиш­ние фразы. Что мы сде­лали? Мы отло­вили и убрали стоп-слова. Мы доба­вили паузы, уда­ре­ния, обра­ще­ния к ауди­то­рии, появи­лись хоть какие-то эмо­ции. Еще раз про­сле­дили за логи­кой повест­во­ва­ния, отсут­ствием ненуж­ных повто­ров, отсут­ствием ситу­а­ций с чте­нием слай­дов».

В итоге мы сде­лали тоталь­ную чистку пре­зен­та­ции, словно отпра­вили ее на курс для поху­де­ния. Это при­вело к пози­тив­ным изме­не­ниям. И хоть Александр не выиг­рал в тот день кон­курс, своих целей он достиг: к нему под­хо­дили кли­енты SAP, его отме­чали как доклад­чика, а сам он полу­чил боль­шой опыт. Потом он под впе­чат­ле­нием напи­сал даже отзыв-историю о под­го­товке пре­зен­та­ции и самом выступ­ле­нии.

 

Александр Яныхбаш,
Бизнес-тренер, пре­зен­та­ци­он­ный кон­суль­тант

Поделиться