Основа успеш­ного фильма – сце­на­рий. Кино с кру­тым сюже­том соби­рает залы, а с пло­хим – быстро выхо­дит из про­ката или не дохо­дит до кино­те­ат­ров. То же и с пре­зен­та­ци­ями. Если вы не про­ду­мали свой рас­сказ и про­сто сде­лали кра­си­вые кар­тинки, то ауди­то­рия не купит ваши услуги и не вло­жит сред­ства в «кра­си­вый» инве­сти­ци­он­ный про­ект.

Но чтобы напи­сать хоро­ший сце­на­рий, недо­ста­точно посмот­реть 100 филь­мов или изу­чить 1000 пре­зен­та­ций. Вы должны знать основ­ные пра­вила сце­нар­ного мастер­ства. Блейк Снайдер в книге “Спасите котика” рас­ска­зы­вает о них в про­стой, понят­ной и увле­ка­тель­ной форме! В про­цессе чте­ния перед вашими гла­зами про­мельк­нут десятки филь­мов, кото­рые вы когда-то видели на экране кино­те­атра. Но теперь вы смо­жете загля­нуть за кулисы и открыть сек­рет их успеха, а заодно и повто­рить его в своих рабо­тах.

Мы рас­ска­жем вам о несколь­ких сове­тах из книги, кото­рые при­го­дятся для созда­ния пре­зен­та­ций – но это только малая часть того, что вы узна­ете после ее про­чте­ния.

Совет #1. Ответьте на вопрос “О чем это?”

Ни в коем слу­чае не бро­сай­тесь сразу писать текст или делать слайды в при­выч­ном PowerPoint. Вы уто­нете в кон­тенте, кото­рый сами и создали. Начните с ответа на вопрос “О чем это?”. В этом вам помо­жет логлайн – анно­та­ция вашего фильма или про­из­ве­де­ния. Просто изло­жите суть работы в одном пред­ло­же­нии:

Полицейский при­ез­жает в Лос-Анджелес к своей быв­шей жене и узнает, что зда­ние, в кото­ром она рабо­тает, захва­чено тер­ро­ри­стами («Крепкий оре­шек»).

Так и с пре­зен­та­ци­ями: рас­кройте в одном пред­ло­же­нии суть рас­сказа. Вот несколько прин­ци­пов хоро­шего логлайна:

  • создает яркий и понят­ный образ у слу­ша­теля
  • дает понять, кто целе­вая ауди­то­рия пре­зен­та­ции
  • отве­чает на вопрос “О чем это?”

Закончив с логлай­ном, вы можете при­ду­мать назва­ние для пре­зен­та­ции. Главное, чтобы оно было, как гово­рит автор, “убой­ным”. Если вы не огра­ни­чены назва­нием ком­па­нии или при­ло­же­ния, то можете при­ду­мать инте­рес­ный заго­ло­вок, кото­рый под­черк­нет вашу пре­зен­та­цию и выде­лит из сотни похо­жих.

Совет #2. Определите жанр

Жанры, кото­рые выде­лил автор, отно­сятся к филь­мам, поэтому мы дадим вам клас­си­фи­ка­цию жан­ров пре­зен­та­ции:

  • В поис­ках инве­сти­ций”
  • Жила-была ком­па­ния”
  • Купите наш про­дукт”
  • Исповедь” (если проще, то “отчет­ная пре­зен­та­ция”)

Поймите, в каком жанре вы гото­вите свою пре­зен­та­цию. Затем изу­чите похо­жие при­меры и выде­лите обя­за­тель­ные струк­тур­ные эле­менты, отли­ча­ю­щие ваш тип жанра. К при­меру, в инве­сти­ци­он­ной пре­зен­та­ции вы точно не обой­де­тесь без таких эле­мен­тов, как бизнес-модель и направ­ле­ние инве­сти­ций. А в рас­сказе о про­дукте вы должны фоку­си­ро­ваться на прин­ципе его работы.

Тезис — анти­те­зис — син­тез

Развитие вашего сюжета про­хо­дит по 3 основ­ным эта­пам:

1. Есть теку­щая ситу­а­ция, в кото­рой ваш герой (целе­вая ауди­то­рия, весь мир и т.п. ) сей­час нахо­дится
2. Грядут изме­не­ния – в первую оче­редь они свя­заны с суще­ству­ю­щими или потен­ци­аль­ными про­бле­мами
3. Мы должны изме­ниться – пред­ло­жите нам реше­ние, чтобы пре­одо­леть про­блему и начать жизнь в новом мире

Эта идея книги пере­кли­ка­ется с иде­аль­ной струк­ту­рой пре­зен­та­ции, о кото­рой гово­рила Нэнси Дуарте в своем выступ­ле­нии на кон­фе­рен­ции TED.

Совет #3. Покажите про­блему!

Проблема должна быть про­ста и понятна каж­дому. Для этого вы должны:

  • Создать мак­си­маль­ный кон­фликт
    Приведите при­мер или опи­шите ситу­а­цию, где боль от про­блемы будет самой силь­ной – вряд ли вы смо­жете вызвать инте­рес мел­кой и незна­чи­тель­ной про­блем­кой
  • Затронуть базо­вые потреб­но­сти
    Выживание, голод, секс, защита близ­ких, страх смерти – это наши пер­вич­ные потреб­но­сти, кото­рые зна­комы всем. Если вы пре­зен­ту­ете охран­ную систему, то не стоит далеко ходить за при­ме­рами. Расскажите, как это защи­тит близ­ких слу­ша­теля, и даль­ней­ших пояс­не­ний не пона­до­бится: при­мер будет поня­тен и бли­зок любому.

Совет #4. Работайте с дос­кой!

Доска – это обя­за­тель­ный инстру­мент хоро­шего сце­на­ри­ста. Почему это лучше, чем про­ду­мы­вать все в голове?

  • Тактильные ощу­ще­ния при­но­сят нам удо­воль­ствие и делают про­цесс работы при­ят­нее
  • Вы полу­ча­ете нагляд­ное пред­став­ле­ние инфор­ма­ции
  • На это ухо­дит масса вре­мени, поэтому у вас будет воз­мож­но­сть хоро­шенько все обду­мать
  • Это весело!

Возьмите сти­керы и рас­пи­шите все свои сцены/слайды, после чего закре­пите их на доске. Не бой­тесь пере­ме­щать и кру­тить их так, как вы счи­та­ете нуж­ным – экс­пе­ри­мен­ти­руйте!

Совет №#5. Делайте проб­ный мар­ке­тинг

Большинство людей, кото­рые посмот­рят пре­зен­та­цию, не знают вас и не вла­деют той же инфор­ма­цией, что и вы. Презентация должна быть понятна даже незна­комцу. Так почему бы пред­ва­ри­тельно не про­те­сти­ро­вать ее в реаль­ных усло­виях? Покажите свои нара­ботки дру­гим и выслу­шайте их фид­бек. Спросите, все ли им понятно из вашего рас­сказа.

Резюме esPrezo

Мы насто­я­тельно реко­мен­дуем дан­ную книгу к про­чте­нию всем, кто заин­те­ре­со­ван в созда­нии инте­рес­ных и цеп­ля­ю­щих сце­на­риев. Не все советы, кото­рые вы узна­ете, можно при­ме­нить к пре­зен­та­циям напря­мую, но они поз­во­лят лучше понять клю­че­вые прин­ципы, лежа­щие в основе любой успеш­ной исто­рии.

К тому же вы полу­чите истин­ное удо­воль­ствие от про­чте­ния книги, кото­рая до отказа набита сове­тами, шут­ками и иро­нич­ными заме­ча­ни­ями опыт­ного сце­на­ри­ста и мастера сво­его дела.

Книга предо­став­лена изда­тель­ством Манн Иванов Фербер

Поделиться